Канальный кипящий графитовый реактор Реакторы водо-водяного типа Реакторы на быстрых нейтронах Задачи по физике ядра Испытания ядерного оружия Атомные батареи Физика ядерного реактора

Радиоактивное излучение Атомные реакторы и батареи

 

Основные направления работ в термоэмиссии после завершения работ по программам создания КЯЭУ «ТОПАЗ» и ЯЭУ «Енисей» связаны с необходимостью радикального увеличения к.п.д. с уровня ~10% до 20-30%, ресурса работы электрогенерирующих каналов (ЭГК) и систем в составе ЯЭУ – с 1-2 лет до 10-20 лет при существенном ограничении массогабаритных характеристик. Выбор концепции термэмиссионного ЭГК и ЯЭУ определяется требованиями решаемой задачи, из которых важнейшими являются ресурс, энергонапряженность, в том числе одно- или двухрежимность (с форсированием электрической мощности), величина выходного напряжения электрического тока, необходимость внереакторного подтверждения ресурса и проверки основных технических решений на стендах с имитационным электронагревом и т.п.

20 В Табл.9 приведены основные расчетные технические характеристики КЯЭУ «Эльбрус-400/200» в сравнении с хорошо известными характеристиками реактора «ТОПАЗ». Табл.9 Основные характеристики ЯЭУ «ТОПАЗ» и «ЭЛЬБРУС-400/200» канала, вынесенного из активной зоны ЯЭУ и размещенного на газорегулируемой тепловой трубе в виде термоэмиссионного электрогенерирующего модуля, допускающего одно- или двукратное резервирование электрогенерирующих систем.

Сегодня понятно, что термоэмиссия и термоэлектричество как в термоэмиссионных и термоэлектрических установках, так и при их комбинировании (термоэлектричество + термоэмиссия) в КЯЭУ нового поколения имеют несомненную перспективу использования. При этом термоэмиссия имеет несомненные преимущества перед другими статическими преобразователями и известными динамическими преобразователями. Подобные установки могут быть эффективно использованы для решения различных задач в космических миссиях 21-го века, которые приведены в Табл.8.

1  – анодный токовывод 2 – герммоввод 3 – катодный то2к1овывод 4 – гермоввод 5 – подача цезия 6 – охранный электрод 7 – сухая изоляция 8 – корпус 9 – мокрая изоляция 10 – коллектор 11 – эмиттер 12 – коммутация 13 – катодная изоляция 14 – тепловая труба 15 – капиллярно-пористая структура 16 – тракт вывода осколков 17 – отражатель 18 – топливо 19 – корпус ТВЭла 20 – экранно-вакуумная изоляция 21 – тракт подачи газа 22 – мокрая изоляция

Рис.10 Схема термоэмиссионного электрогенерирующего модуля с двукратным резервированием термоэмиссионных преобразователей

Важное направление в радиобиологии- использование радиоактивных (меченых) индикаторов в различных областях биологической, медицинской, ветеринарной науки и практики. Первые работы по использованию меченых атомов в сельскохозяйственной биологии нашей стране были начаты в Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева под руководством Д.Н.Прянишникова. Ученые академии ( Е.Н.Гапон, Д.Д.Иваненко, А.Г.Шестаков, В.В.Рачинский)  внесли большой вклад в разработку и использование метода радиоактивных индикаторов в агрохимии и растениеводстве. Проблемами радиобиологии в это время занимались и внесли нбольшой вклад в эту науку Кроме проведения ядерных и термоядерных взрывов, сильному загрязнению больших территорий способствовали аварии на атомных электростанциях и в производствах военного назначения. такие ученые как С.Н. Ардашников, Ю.А. Керкис, Г.М Франк, Б.Н. Тарусов., Н.В.Тимофеев-Ресовский.

В заключение хотелось бы отметить, что любой образованный человек в наше время должен обладать определенным минимумом знаний по радиобиологии. В связи с этим возникает необходимость просветительской работы среди людей, в первую очередь, среди детей, по вопросам радиобиологии, т.е. об источниках ионизирующих излучений, о дозах, действии ионизирующих излучений на человека и т.д. Такая работа, естественно, должна проводиться преподавателями, в первую очередь преподавателей биологии. Я надеюсь, что, изучив курс радиобиологии,  вы будете обладать определенными знаниями и навыками, и сможете грамотно довести их до своих учеников или других интересующихся этими вопросами лиц. 

Контрольные  вопросы и задания:

Укажите связь радиобиологии с другими отраслями науки.

Когда появилась наука радиобиология? Какие научные открытия обусловили появление науки радиобиологии?

Объясните значение термина «радиобиологический парадокс» ?

 Обьясните сущность закона Бергонье и Трибондо ?

В чем заключается основная задача науки радиобиологии?

Охарактеризуйте основные этапы развития радиобиологии

Каковы причины быстрого развития радиобиологии в 50-60 гг. 20 века?

Назовите ученых, внесших наиболее весомый вклад в развитие радиобиологии.

Как Вы понимаете термины «радиоактивность», «радиация», «ионизирующее излучение»?

Кто впервые использовал рентгеновские лучи для лечения раковых опухолей?


На главную