Канальный кипящий графитовый реактор Реакторы водо-водяного типа Реакторы на быстрых нейтронах Задачи по физике ядра Испытания ядерного оружия Атомные батареи Физика ядерного реактора

Лекции по радиобиологии

 

Требования к ограничению облучения населения

Для ограничения облучения населения отдельными техногенными источниками при их нормальной эксплуатации федеральным органом госсанэпиднадзора  могут устанавливатся квоты (доли) предела годовой дозы для разных видов источников так, чтобы сумма квот не превышала пределов дозы, указанных в таблице 1.

Облучение населения техногенными источниками при их нормальной эксплуатации ограничивается путем обеспечения сохранности источников ионизирующего излучения, контроля технологических процессов и ограничения выброса (сброса) радионуклидов в окружающую среду, другими мероприятиями на стадии проектирования, эксплуатации и прекращения использования источников ионизирующего излучения.

Допустимая удельная активность (ДУА) рассчитывается на основании значений ПГП через органы пищеварения для конкретных основных пищевых продуктов с учетом распределения по компонентам рациона питания и в питьевой воде, а также с учетом поступления радионуклида через органы дыхания и внешнего облучения. Числовые значения ПГП радионуклидов для населения через органы дыхания и пищеварения, а также соответствующие им значения, ДОА и ДУА приведены в НРБ -99.

Ограничение облучения населения природными источниками

Допустимое значение эффективной дозы, обусловленной суммарным воздействием природных источников ионизирующего излучения, для населения не устанавливается. Снижение облучения населения достигается путем установления системы ограничений на облучение населения от отдельных природных источников.

Доза космического излучения не ограничивает возможность проживания в данной местности, но она должна учитываться при подсчете дозы, обусловленной всеми ис­точниками ионизирующего излучения.

При проектировании новых зданий жилищного и общественного назначения должно быть предусмотрено, чтобы среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность изотопов радона и торона в воздухе помещений не превышала 100 Бк/мЗ , а мощность дозы гамма-излучения не превышала мощности дозы на открытой местности более чем на 0,3 мкЗв/ч.

В эксплуатируемых зданиях среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность изотопов радона в воздухе жилых помещений не должна превышать 200 Бк/м3. При больших значениях объемной активности должны проводиться защитные мероприятия, направленные на снижение поступления радона в воздух помещений и улучшение вен­тиляции помещений. Вопрос о переселении жильцов (с их согласия) и перепрофилировании помещений или сносе здания решается в тех случаях, когда невозможно снижение среднего­довой равновесной эквивалентной объемной активности изотопов радона до значения менее 400 Бк/м3. Защитные мероприятия должны проводиться также, если мощность дозы гамма- излучения в помещениях превышает мощность дозы на открытой местности более чем на 0,2 мкЗв/ч. Вопрос о переселении жильцов рассматривается, если практически невозможно снизить это превышение до значений ниже 0,6 мкЗв/ч.

Ограничение медицинского облучения населения

Принципы контроля и ограничения радиационных воздействий в медицине основаны на получении необходимой и полезной для больного диагностической информации или терапевтического эффекта при минимально возможных уровнях облучения. При этом не устанавливаются предельные дозовые значения и используются принципы обоснования по показаниям радиологических медицинских процедур и оптимизации мер защиты. Федеральными органами здраво­охранения, по согласованию с Госкомсанэпиднадзором России, устанавливаются контрольные уровни медицинского облучения. Такие уровни могут быть установлены в рентгенологии, радионуклидной диагностике и терапии, лучевой терапии, исходя из стандартов мировой практики. Указанные уровни должны служить также основой для развития и совершенствования методологии радиологических медицинских процедур, проектирования и производства оборудования, радиофармпрепаратов и др.

При проведении профилактических медицинских рентгенологических, а также научных исследований практически здоровых лиц, не имеющих медицинских противопоказаний, годовая эффективная доза облучения не должна превышать 1 мЗв. Это значение может быть превышено в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, требующей проведения до­полнительных исследований или вынужденного использования радиологических методов. Такое решение о временном вынужденном превышении установленного предела профилактического облучения принимается областным (республиканским) управлением здравоохранения по согласованию с органами санэпиднадзора. Проведение научных исследований на людях с источниками ионизирующего излучения должно проводиться по решению федеральных органов здравоохранения и по согласованию с Госкомсанэпиднадзором России. Требуется обязательное письменное согласие испытуемого и предоставление ему информации о возможных последствиях и риске процедуры.

Лица (не являющиеся работниками рентгенорадиологического отделения), оказывающие помощь в поддержке пациентов (тяжелобольных, детей) при выполнении рентгенорадиологических процедур не должны подвергаться облучению, превышающему 5 мЗв в год.

Мощность дозы гамма-излучения на расстоянии 0,1 метра от пациента, которому с терапевтической или диагностической целью введены радиофармацевтические препараты, не должны превышать при выходе из радиологического отделения 3 мкЗв/ч.

Требования по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии

В случае возникновения  аварии, при которой облучение людей может превысить основные дозовые пределы от техногенного облучения, приведенные в таблице 1.

При радиационной аварии или обнаружении радиоактивного загрязнения ограничение последующего облучения осуществляется защитными мероприятиями, применимыми, как правило, к окружающей среде и (или) к человеку. Эти мероприятия связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функцио­нирования территории, т. е. являются вмешательством, влекущим за собой не только экономический ущерб, но и неблагоприятное воздействие на здоровье населения, психо­логическое воздействие на население и экологический ущерб. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятий) следует руководствоваться следующими принципами:

• предлагаемое вмешательство должно принести обществу и прежде всего облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т.е уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость вмешательства, включая его социальную стоимость (принцип обоснования вмешательства);

• форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы, т. е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства).

Однако если предполагаемая доза облучения достигает уровней, при превышении которых возможны клинически определяемые эффекты срочное вмешательство (меры защиты) безусловно, необходимо.

При проведении противорадиационных вмешательств дозовые пределы, указанные в таблице 1 не применяются. При планировании защитных мероприятий на случай радиационной аварии, органами госсанэпиднадзора устанавливаются уровни вмешательства (дозы и мощности доз облучения, уровни радиоактивного загрязнения) применительно к конкретному радиационно-опасному объекту и условиям его размещения с учетом вероятных типов аварии, сценариев развития аварийной ситуации и складывающейся радиационной обстановки. Срочное вмешательство необходимо во всех случаях, если прогнозируемые уровни облучения (расчетная эквивалентная доза за 2-е суток ) превышают следующие величины: на все тело - 1 Зв, легкие - 6 Зв, кожа - 3 Зв, щитовидная железа – 5 Зв, хрусталик глаза, гонады – 2 Зв.

При авариах с последующим радиоактивным загрязнением обширной территории, на основании контроля и прогноза  радиационной обстановки, устанавливается зона радиационной аварии (ЗРА). В зоне радиационной аварии проводится мониторинг радиационной обстановки и осуществляются  мероприятия по снижению уровней облучения населения на основе принципа оптимизации. Принятие решений о мерах защиты населения в случае крупной радиационной аварии с радиоактивным загрязнением территории проводится на основании сравнения прог­нозируемой  дозы, предотвращаемой защитным мероприятием, с уровнями А и Б, приведенными в таблице 2. Если уровень облучения, предотвращаемого защитным ме­роприятием, достигает и превосходит предел Б, необходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности насе­ления, хозяйственного и социального функционирования территории.

Таблица 3

Критерии для принятия неотложных мер в начальном периоде аварийной ситуации

Меры защиты

Прогнозируемая доза за первые 10 суток, мГр

Все тело

Щитовидная железа, легкие, кожа

Уровень А

Уровень Б

Уровень А

Уровень Б

Укрытие

5

50

50

500

Йодная профилактика

Взрослые

Дети

"

250*

100*

2500*

1000*

Эвакуация

50

500

500

5000

* - только для щитовидной железы

 

Таблица 3

Критерии для принятия решений об отселении и ограничении потребления

загрязненных пищевых продуктов

Меры защиты

Предотвращаемая эффективная доза, мЗв

Уровень А

Уровень Б

Ограничение потребления загрязненных продуктов пи­тания

5 за первый год 1 /год в последующие годы

50 за первый год /год в последующие годы

Отселение

50 за первый год

500 за первый год

1 000 за все время отселения

На поздних стадиях радиационной аварии, повлекшей за собой загрязнение обширных территорий долго живущими радионуклидами, решения о защитных мероприятиях принимаются с учетом сложившейся радиационной обстановки и конкретных социально-экономических условий.

Контроль выполнения Норм радиационной безопасности

Контролю подлежат:

• радиационные характеристики источников, выбросов в атмосферу, жидких и твердых радиоактивных отходов

• радиационные факторы, создаваемые технологическим процессом на рабочих местах и в окружающей среде;

• радиационные  факторы на загрязненных территориях и в зданиях с повышенным радиационным фоном;

• уровни облучения персонала и населения от всех источников облучения, на которые распространяется действие НРБ-99

Таблица 4

Критерии для принятия решений об ограничении потребления загрязненных продуктов питания в первый год после возникновения аварии

Радионуклиды

Содержание радионуклида в пищевых продуктах

Уровень А

Уровень Б

-131I, 134Cs, 137Cs , 90St

1 0.1

3 0,3

Основными контролируемыми параметрами являются:

• годовая эффективная доза; годовая эквивалентная доза (см. табл. 1);

• поступление радионуклидов в организм и их содержание в организме для оценки их поступления;

• объемная или удельная активность радионуклидов в воздухе, воде, продуктах питания, строительных материалах и др.;

• радиоактивное загрязнение кожных покровов, одежды, обуви, рабочих поверхностей;

• мощность дозы внешнего излучения;

• плотность потока частиц и фотонов.

Для целей оперативного контроля для всех контролируемых параметров устанавливаются контрольные уровни. Числовое значение этих уровней устанавливается таким образом, чтобы было гарантировано не превышение основных дозовых пределов и реализация принципа снижения уровней облучения до возможно низкого уровня. При этом учитывается воздействие всех радиационных и нерадиационных факторов от всех подлежащих контролю источников, возможная ошибка измерений, достигнутый уровень защищенности, возможность его дальнейшего снижения с учетом требований принципа оптимизации. Обнаруженное превышение контрольных уровней является основанием для расследования причин этого превышения.

Администрация предприятий может, с учетом местных условий, вводить дополнительные, более жесткие числовые значения контролируемых параметров -административные уровни.

В случае любого нарушения требований Норм администрация обязана:

• немедленно провести расследование причин, обстоятельств и последствий данного нарушения;

• принять меры по нормализации условий, приведших к нарушению, и по предупреждению его повторения;

• сообщить немедленно во все органы надзора и вышестоящую инстанцию о причинах нарушения и мерах по его устранению. При невыполнении этих требований орган надзора в установленном порядке прекращает деятельность учреждения, а в случаях преднамеренных действий (или бездействия), приведших к нарушению, к виновным применяются меры по привлечению к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

Государственный надзор за выполнением Норм осуществляют органы и учреждения госсанэпиднадзора и других уполномоченных Правительством России министерств и ве­домств, в соответствии с действующими нормативными актами.

 Контроль над соблюдением Норм в учреждениях, независимо от форм собственности, при нормальной работе возлагается на администрацию учреждений.

Контроль над соблюдением норм при медицинском облучении проводит администрация лечебного учреждения, а за природными источниками - администрация территорий.

При возникновении локальной радиационной аварии, не связанной с облучением населения, контроль за ее развитием, защитой персонала учреждения и аварийных бригад осуществляется администрацией предприятия, если не будет иных указаний органов государственного надзора.

При авариях, связанных с облучением населения, контроль осуществляется местными органами власти и государственного надзора с использованием сил и средств учреждения.

Контрольные задания и вопросы.

1. Какие международные и российские организации занимаются проблемами радиационной безопасности?

2. Какие законы и нормативные документы регулируют и регламентируют вопросы радиационной безопасности российских граждан?

3. На какие виды деятельности человека распространяются требования НРБ –99 и ОСПОР –99?

4. Какие нормативы установлены для персонала и населения при нормальных условиях эксплуатации источников ионизирующего излучения?

5. Как Вы понимаете термин «планируемое повышенное облучение»? В каких условиях и для каких лиц допускается повышенное облучение?

Какие радиационные факторы учитываются при проектировании и строительстве жилых помещений?

По каким критериям ограничиваются радиационные факторы в воздухе производственных помещений?

Каково значение предельно допустимых доз ионизирующих излучений?

 а) при радиотерапии онкологических больных;

 б) при облучении здоровых людей с диагностическими целями.

Какие основные критерии учитываются для принятия мер срочного вмешательства (эвакуация людей, установление ЗРА и т.д.) при радиационной аварии?

Какое должностное лицо несет ответственность за соблюдение требований по ограничению облучения населения  города?

Задачи:

1. Мощность поглощенной дозы при работающем электронном микроскопе составляет 0,001 мГр/мин. Сколько часов в год могут работать при включенном микроскопе: а) научный сотрудник, просматривающий биологические срезы;

  б) лаборант, готовящий в соседней лаборатории биологические срезы для просмотра в электронном микроскопе.

2. При сеансе рентгенографии зубов происходит и облучение хрусталлика глаза с величиной поглощенной дозы 3 мГр. Чему равно максимальное число таких сеансов в год, которые можно проводить одному и тому же пациенту?

3. Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения в зоне радиационной аварии составляет  1 Р/час. Какое максимальное время пребывания в этой зоне можно планировать добровольцам-ликвидаторам аварии, работающим по разрешению Госанэпиднадзора России?

4. Разрешается ли производить работы в горно-обогатительной фабрике, если мощность экспозиционной дозы гамма-излучения в производственных помещениях составляет 0,05 мГр/час? Продолжительность рабочего дня составляет 6 часов при 5-дневной рабочей неделе, продолжительность отпуска рабочих – 2 месяца.

5. В построенном из железобетонных блоков жилом доме мощность экспозиционной дозы гамма излучения в квартирах оказалось равной 0,42 мкГр/час? Мощность радиационного фона в этой местности составляет 0,13 мкГр/час. Комиссия по приемке не приняла дом к эксплуатации, ссылаясь на несоответствие нормам радиационной безопасности. Какие нормы имела ввиду комиссия?


На главную