Канальный кипящий графитовый реактор Реакторы водо-водяного типа Реакторы на быстрых нейтронах Физика ядерного реактора Авария на ЧАЭС Повышение безопасности АЭС Системы контроля на атомной станции Авария на ЧАЭС

Схема с двумя рабочими системами сборных шин без обходной

Для РУ генераторного напряжения электростанций (6, 10, 20 кВ) применяется схема с двумя рабочими системами сборных шин без обходной.

.

Раньше вторую систему сборных шин использовали в качестве резерв­ной при ремонте рабочей. Сейчас в РУ 110-220кВ, вторую систему шин используют постоянно в качестве рабочей системы в целях повышения надежности электроустановки. При этом присоединения с нагрузками распределяют между обеими системами. Для защиты сборных шин применяют дифференциальную токовую защиту, обеспечивающую селективное отключение поврежденной системы. При этом вторая система шин с соответствующими источниками энергии и нагрузкой остается в работе. Работа на одной системе сборных шин допускается только временно при ремонте другой системы. В это время надежность РУ снижается.

Достоинства рассматриваемой схемы:

1. возможность поочередного ремонта сборных шин без перерыва в ра­боте присоединений;

2. повышение надежности электроснабжения и ограничение тока к.з.;

3.возможность переключений отдельных присоединений с одной системы сборных шин на другую.

Недостатки схемы следующие:

1.при ремонте одной из систем шин снижается надежность РУ

2.при замыкании в шиносоеденительном выключателе отключаются обе системы шин;

З.в случае внешнего замыкания и отказа выключателя соответствующего присоединение отключается система шин;

4.сложность РУ; 

5.большая вероятность повреждения в зоне сборных шин из-за частых переключений.

Чтобы частично устранить эти недостатки секционируют обе системы шин с помощью нормально замкнутых выключателей и предусматривают два шиносоединительных выключателя. Чтобы  обеспечить возможности поочередного ремонта выключателей предусматривают обходную систему шин и обходные выключатели.(рис. 2б)

 

 

Две рабочие системы шин с обходной

Схема применяется для РУ высшего напряжения узловых подстанций и электростанций 110 – 220 кВ. При ремонте одной системы сборных шин присоединения переводятся на другую.

Шиносоединительный выключатель (ШСВ) в нормальном режиме работы может быть и включен и отключен. При переводе присоединений с одной системы шин на другую ШСВ должен находиться во включенном положении. Отдельные присоединения в нормальном режиме работы могут быть подключены к одной или обеим системам рабочей системы шин. Обходная система шин используется – как в предыдущей схеме – для ремонта выключателя одного из присоединений.

 

 

Схемы 3/2

Полуторная схема(3/2)

Рис. 4

Полуторная схема, показанная на рис. 4, имеет следующие преимущества:

1. Ревизия любого выключателя или системы шин производится без нарушения работы присоединений и с минимальным числом операций при выводе этих элементов в ремонт.

2. Разъединители используются только при ремонте (обеспечение видимого разрыва до элементов РУ, находящихся под напряжением).

3. Обе системы шин могут быть отключены одновременно без нарушения работы присоединений.

К недостаткам полуторной схемы относят:

1. большое число выключателей и трансформаторов тока,

2. усложнение релейной защиты присоединений

3. выбор выключателей и всего остального оборудования на удвоенные номинальные токи.

Повышенное число выключателей в схеме частично компенсируется отсутствием междушинных выключателей.

5.1. Основные стратегии оптимального восстановления

К основным стратегиям оптимального восстановления можно отнести следующие стратегии:
отвод остаточного тепла через второй контур
снижение давления первого контура
восстановление работоспособности насосов подпитки первого контура
управление аварией с течью из первого контура во второй при высоком давлении первого контура
управление аварией с течью из первого контура во второй при низком давлении первого контура
Стратегия отвода остаточного тепла через второй контур является элементом действий оператора по расхолаживанию реакторной установки и приведению реакторной установки в безопасное контролируемое состояние.
В современных проектах АЭС с ВВЭР существуют различные средства реализации данной стратегии:
подпитка парогенераторов насосами питательной воды и сброс образующегося пара в конденсатор турбины или в атмосферу,
отвод остаточного тепла по замкнутому циклу через систему аварийного расхолаживания парогенераторов.
Снижение давления первого контура имеет одну базовую цель, общую для управления различными авариями: приведение РУ к параметрам, при которых возможен переход к плановому расхолаживанию.
В авариях с малыми течами первого контура снижение давления первого контура преследует также цель установления аварийной подпитки первого контура от насосов САОЗ ВД.
Технические средства снижения давления в первом контуре распадаются на две группы:
использование впрыска в компенсатор давления,
открытие линии сдувок, клапанов компенсатора давления или линии аварийного газоудаления.
В авариях с малыми течами из первого контура и работой насосов САОЗ в процессе расхолаживания РУ и приведения РУ к параметрам, при которых возможен переход на плановое расхолаживание, наступает момент, когда достигается баланс между расходом в течь и аварийной подпиткой первого контура от насосов САОЗ. Дальнейшее снижение давления первого контура в этих случаях происходит очень медленно либо становится невозможным без полного отключения насосов САОЗ ВД.
Чтобы снизить давление первого контура в таких авариях необходимо восстановить работу системы подпитки (для компенсации потери теплоносителя в течь) путем открытия соответствующей локализующей арматуры, а затем отключить последний насос САОЗ.
Специальными стратегиями являются стратегии управления авариями с течами из первого контура во второй.


На главную