Канальный кипящий графитовый реактор Реакторы водо-водяного типа Реакторы на быстрых нейтронах Физика ядерного реактора Авария на ЧАЭС Повышение безопасности АЭС Системы контроля на атомной станции Авария на ЧАЭС

УИОС-1 является стационарным контрольно - сигнальным устройством. Предназначено для непрерывного, круглосуточного контроля относительного осевого перемещения роторов основного и вспомогательного оборудования электростанций и выдачи “предупредительного” и “аварийного” сигналов в систему сигнализации и защиты.

Устройство состоит из одноканальных комплектов технических средств, позволяющих комплектовать любое, заранее заданное, многоканальное построение.

Одноканальный комплект технических средств состоит из вихретокового преобразователя перемещений и блока измерений. Вихретоковый преобразователь неразъемный и состоит из чувствительного элемента и преобразователя параметрического типа, соединенных кабелем длинной не более 5м. Сам чувствительный элемент устанавливается (закрепляется) на объекте (турбине) непосредственно в местах измерения перемещений.

Измерительные блоки устанавливаются на блочном щите управления. Каждый блок соединяется с параметрическим преобразователем однопроводным экранированным кабелем типа МГШВЭ. Наиболее допустимое расстояние по длине кабеля от блока до преобразователя - 300 м.

Блок измерительный имеет:

аналоговый унифицированный нормированный выход по постоянному току 0-5 мА на нагрузку 0-2 кОм для подключения внешнего регистрирующего устройства или выносного показывающего прибора;

индикаторный нормированный выход мгновенных значений виброперемещений с амплитудой 0-5 В на RR нагр. не менее 10 кОм;

четыре релейных выхода с нормально открытыми (разомкнутыми) контактами из них: два выхода на сигнализацию по предупредительному уровню смещения (на удаление и на приближение) и два выхода на сигнализацию по аварийному уровню смещения (один по удалению, другой по приближению).

Диапазон измерения осевого смещения составляет ±2,0 мм. Допустимая основная приведенная погрешность составляет не более 6%.

Диапазон измерения уставок уровней сигнализации от 10% до 80% диапазона измерения смещений. Время готовности устройства к работе после включения в сеть не менее 5 мин.

Во время эксплуатации устройство должно подвергаться осмотру на каждой смене. При этом проверяется:

наличие питающего напряжения. Должна быть подсветка и показания стрелочного указателя;

правильность установки зазора между датчиком и валоприводом при включенной кнопке “Зазор” на передней панели блока измерительного. При начальной установке датчика на объекте контроля стрелка прибора должна находиться на середине шкалы. При приближении объекта контроля к датчику, показания прибора пропорционально перемещению уменьшаются, а при удалении - увеличиваются.

Для индикации (проверки) исправности связи используются кнопки измерительного блока “ЗАЗОР” и “ПРОВ.”.

При исправной линии связи при нажатии кнопки “ПРОВ.” стрелка прибора устанавливается на середине шкалы (50%).

При обрыве стрелка прибора устанавливается вблизи середины шкалы, а при нажатии “ЗАЗОР” - отклоняется вправо от упора.

При коротком замыкании в линии связи загорается красный светодиод на шильдике устройства, при нажатии кнопки “ЗАЗОР” стрелка уходит вправо до упора, а при нажатии кнопки “ПРОВ.” - влево до нуля.

Сейчас перейдем к следующему устройству - это устройство контроля прогиба ротора. Это устройство предназначено для контроля тепловой деформации ротора турбины. Контроль прогиба осуществляется в режиме вращения ротора валоповоротным устройством.

В комплект устройства входит:

первичный преобразователь, которым является датчик прогиба ротора рис. 33. Он предназначен для преобразования зазора между датчиком и ротором в изменение электрического сигнала на выходе датчика;

вторичный прибор КСД1 служит для счета по шкале и регистрации на диаграммной ленте величин прогиба ротора.

Устройство контроля прогиба ротора представляет собой следующую систему, основанную на компенсационном принципе измерения с компенсацией небаланса в эл.цепи датчиков прогиба ротора, расположенных диаметрально противоположно возле ротора турбины. Датчики прогиба ротора работают на принципе индуктивного метода измерения линейных перемещений с применением дифференциально-трансформаторной схемы. Принцип работы схемы аналогичен УКОРР.

Шкала прогиба ротора переградуируется (рис. 32).

Рис. 32. Шкала прогиба ротора.

Цена одного малого деления шкалы соответствует 0,008 мм, одного большого деления - 0,04 мм.

Переходим к следующему устройству - это устройство контроля угловой скорости. (ДУС-1), т.е. датчик угловой скорости, который служит для преобразования частоты вращения ротора турбины в частоту синусоидального сигнала. ДУС-1 представляет собой бесконтактное электромагнитное устройство, состоящее из турбины (рис. 33, 34).двухполюсного статора и составной шестерни, диаметр которой зависит от типа


Рис. 33.  Датчик прогиба ротора.


Рис. 34. Датчик угловой скорости ДУС-1.


Рис. 35. Схема датчика угловой скорости.

Двухполюсный статор датчика состоит из:

- 1  - магнитопровода П-образного;

- 2 -двух катушек, расположенных на полюсах магнитопровода 1;

- 4 - магнита постоянного;5 - экрана, выполненного из мягкой стали СТО;

- 2 - корпуса с крышками 6, в котором помещены все элементы датчика, на внешней стенке которого укреплен разъем 7.

Схематически датчик угловой скорости двухполюсного статора 1 составной шестерни 2.

Работа ДУС-1 заключается в следующем: при вращении ротора происходит перераспределение магнитного потока магнита 4 и магнитопровода 3, связанное с периодическим изменением магнитной проводимости рабочих воздушных зазоров, образованных полюсами. Вследствие этого в катушках 5 индуктируется э.д.с., частота которой пропорциональна угловой скорости вращения ротора. Действующее значение э.д.с. в правой и левой катушках 5 равны между собой, а фазы гармоники э.д.с. отличаются на половину периода основной гармоники.

При встречном включении правой и левой катушки э.д.с., наводимые в них, алгебраически суммируются.

При этом нечетные гармоники складываются, а четные вычитаются, что дает возможность получить менее искаженную форму выходного сигнала.

Рассмотрим кратко следующее устройство - это устройство контрольно - сигнальное ВВК-331. Оно предназначено для специальных цепей контроля параметров стационарных неимпульсных вибраций и формирование аналоговых и дискретных сигналов, зависимых от эффективного значения виброскорости подшипников турбины при ее пуске в стационарном режиме под нагрузкой.

В зависимости от необходимого количества точек измерения и способов установки вибропреобразователей пьезоэлектрических, число измерений каналов устройств может меняться от 4 до 20.

Причинами промахов выступают недостатки внимания (например, перепутан порядок выполнения двух последовательных операций), в то время как причинами упущений являются недостатки памяти (например, оператор забыл об одном звене в цепи необходимых операций). Причинами оплошностей могут быть неправильное выполнение действующих правил (например, неверное выполнение правила, необходимого в данной ситуации, или действие по такому правилу, которое вообще неприменимо в сложившейся обстановке) или же недостаточные знания о действиях как в штатных, так и в нештатных ситуациях. Нарушения представляют собой сознательные действия, ведущие к отклонениям от нормального функционирования объекта.
Моделирование человеческого фактора стало неотъемлемой частью вероятностного анализа безопасности (ВАБ) потенциально опасных объектов. Эта часть ВАБ является наиболее сложной, она позволяет учитывать лишь сравнительно простые ошибки персонала. Серьезную проблему представляет собой учет действий персонала в стрессовых условиях аварии при неизбежном дефиците времени. Сложные ошибки, число которых может быть весьма велико, очень трудно промоделировать, а множественные ошибки (подобные совершенным на Чернобыльской АЭС) практически вообще не поддаются анализу.
Несмотря на создание современных моделей, позволяющих в определенных рамках описывать взаимодействие оператора с машиной, проблемы, обусловленные ролью человеческого фактора, еще далеки от решения. Актуальность этих проблем привела к возникновению новой отрасли знания - культуры безопасности.
Культура безопасности жизнедеятельности - часть общей культуры, направленная на безопасное развитие человека, социальных групп и общества в целом. Культура безопасности жизнедеятельности - уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности [2].
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности является интегрирующей областью деятельности по обеспечению безопасности и основана на результатах различных отраслей науки и научных дисциплин - политологии, социологии, психологии, педагогики, юриспруденции и других, а также практических мероприятиях по снижению рисков.
Понятие "культура безопасности" впервые было сформулировано МАГАТЭ в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в "Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций" (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России.
Согласно принятому МАГАТЭ определению, культура безопасности это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта как обладающим высшим приоритетом уделяется внимание, определяемое их значимостью [3]. Впоследствии определение культуры безопасности было распространено на любые потенциально опасные объекты и связанные с высоким риском технологии.
Так, по определению Меррита-Хельмрейха (1996 г.), культура безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих набор правил по безопасному ведению работ; это группа таких людей, которые в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безопасности и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели.


На главную