РБМК ВВР Задачи по физике ядра Испытания ядерного оружия Атомные батареи Физика ядерного реактора Курсовые по энергетике Термоядерный синтез Термоядерный реактор Атомные реакторы на быстрых нейтронах Развитие энергетики России

Перейдем к рассмотрению перспективных цен на топливно-энергетические ресурсы при определенных выше объемах их производства (табл.4) и потребных капиталовложениях.

В течение последнего периода цены на природный газ оставались ниже цен на уголь, а цены на нефть возросли по отношению к углю в 3.8-4.6 раза. При этом внутренние цены на энергоносители оставались в несколько раз ниже уровня мировых цен. Например, в 1999 году это их соотношение находилось в следующих пределах: по газу - 1:6.65, нефти – 1:1.3, углю – 1:1.85. Из этого ряд экономистов делает вывод, что для совершенствования структуры топливно-энергетического комплекса и оптимизации потребления топливных ресурсов необходимо довести внутренние цены на топливо до уровня мировых цен, не задумываясь над тем, к чему это может привести экономику России.

Оптимальная цена на топливо на внутреннем рынке должна формироваться на основе следующих критериев:

– обеспечение покрытия издержек производства и самофинансирования развития соответствующей отрасли ТЭК;

– стимулирование роста спроса на отдельные виды топлива, отвечающего оптимальной структуре топливопотребления;

– достижение приемлемой экономической «нагрузки» на энергопотребляющие отрасли, обеспечивающей им возможность динамичного развития за счет собственных средств.

Экономическими рычагами государственного управления внутренними ценами на различные виды топлива должны стать таможенные пошлины, акцизы, налоги и рентные платежи за использование природных ресурсов, а для угля - также и тарифные льготы на перевозки. Одновременно потребуется расширение полномочий Федеральной и региональных энергетических комиссий на регулирование цен на все виды энергетического топлива во взаимосвязи с общей экономической ситуацией.

Определение оптимальной цены на энергоресурс базируется на принципе самофинансирования развития отрасли, то есть на формировании такой цены, при которой собственный инвестиционный фонд, включающий амортизационные отчисления и инвестируемые из прибыли или себестоимости (как, например, в атомной энергетике) средства, был бы достаточен для развития производства в заданных масштабах. При фиксированной экспортной цене на топливо обеспечить выполнение этого условия можно за счет изменения его цены на внутреннем рынке. Ядерные силы Основные свойства ядерных сил Силы, удерживающие нуклоны в ядре, называются ядерными. Они представляют собой проявление самого интенсивного из всех известных в физике видов взаимодействия – так называемого сильного взаимодействия. Ядерные силы притяжения между нуклонами в сотни раз превосходят электромагнитные силы отталкивания. Перечислим отличительные особенности этих сил.

Таким образом, при заданных соотношениях объемов топлива для собственного потребления и экспорта можно определить взаимосвязь между ценами на топливо на внутреннем и мировом рынках.

Для смягчения влияния колебания экспортных цен на топливо на цены внутреннего рынка наиболее эффективным является применение в качестве буфера переменной ставки таможенной пошлины, зависящей от величины экспортной цены. Такая зависимость уже использована при экспорте нефти, и это позволило, как показано ниже, существенно ограничить колебания внутренних цен на нефть с изменением экспортных цен в достаточно широких пределах. Применение переменной таможенной ставки позволяет одновременно изымать в бюджет и использовать на народно-хозяйственные нужды значительную часть получаемой экспортерами сверхприбыли. Поэтому необходимо распространить этот опыт и на экспорт природного газа.
При определении налогов, акцизов и таможенных пошлин наряду с нормативными данными была рассмотрена также целесообразность применения для природного газа переменной ставки таможенной пошлины в зависимости от экспортной цены.

Результаты расчетов оптимальных прогнозируемых внутренних цен на основные виды топлива представлены в табл. 5 и 6.

Из приведенных данных следует, что с применением прогрессивной таможенной ставки на природный газ и увеличением таможенной пошлины с 3.7 до 16 дол./1000 м3, то есть в 4.3 раза, цена на газ на внутреннем рынке при постоянной экспортной цене и обеспечении самофинансирования инвестиций возрастет примерно с 385 до 578 руб/1000м3, или в 1.5 раза. При этом чистая прибыль отрасли практически сохранится на одном уровне 289 -305 руб/1000м3. Средневзвешенная же потребительская цена на природный газ в течение всего расчетного периода 2000-2010 гг. при постоянной ставке таможенной пошлины сохранится на одном уровне около 990 руб/1000м3, а при переменной ставке за счет роста внутренней цены увеличится до 1100 руб/1000м3 (средняя цена 1999 г. составляла 927 руб /тыс. куб. м).

Цена нефти на внутреннем рынке в связи с применением переменной ставки таможенной пошлины слабее реагирует на изменение экспортной цены: с двукратным ее ростом (с 15 до 30 долл./баррель) цена нефти на внутреннем рынке при соблюдении условия самофинансирования инвестиций сократится только на 10%. Данные табл.5 показывают, что внутренняя цена на нефть, обеспечивающая самофинансирование инвестиций, на уровне 2005-2010 гг. должна быть, как минимум, ниже цены 2000 г. в 2.24 раза (1183 против 2640 руб/тонну). С увеличением доли экспортируемой нефти этот разрыв может достичь в пределе 8-кратной величины (330 против 2640 руб/тонну). Это свидетельствует о том, что в настоящее время нефтяная отрасль необоснованно получает значительную сверхприбыль, многократно превышающую потребности отрасли. В частности, в 1999-2000 гг. при инвестиционном фонде в 311-506 млрд. руб. в развитие отрасли инвестировалось ежегодно около 52 млрд. руб.

В настоящее время в угольной промышленности основные производственные фонды загружены не более чем на 70%, что обусловливает повышенную себестоимость добычи угля. При определении перспективной себестоимости добычи угля необходимо учесть два фактора: с увеличением загрузки основных производственных фондов с 70 до 100% и ростом объемов добычи угля за счет снижения постоянной составляющей производственных издержек и роста годовой производительности труда с фактических 0.72 до 0.87-0.89 тыс. тонн/чел (уровень 1990 г.) себестоимость добычи угля должна сократиться на 20-22%, однако необходимость увеличения зарплаты до среднего значения в топливной промышленности примерно 8250 руб/чел приведет к увеличению себестоимости добычи угля до 223-264 против 138-157 руб/тонну в 1999-2000 гг.

С учетом же транспорта угля в размере 160-165 руб/тонну общая потребительская себестоимость угля достигнет 383-429 против 286-311 руб/тонну в 1999-2000 гг. При минимальной рентабельности 2.5% это обеспечит средние потребительские цены по отрасли на уровне 393-440 руб/тонну.

Цены на уголь у производителей (без учета его транспорта) будут зависеть от величины государственных дотаций. Потребительские цены на уголь в значительно большей степени зависят от стоимости транспорта, чем от бюджетных дотаций производителям. Сопоставление оптимальных внутренних потребительских цен на основные виды топлива (табл.5, 2005 г.), отнесенные к условному топливу, показывает, что они имеют следующее соотношение (за 1 принята стоимость угля): (см. табл. 5а)


На главную