АЭС России Аварийные ситуации на АЭС Ядерные реакторы РБМК ВВЭР Повышение безопасности АЭС Атомные батареи Ядерные двигатели Термоядерный реактор

Атомная установка четвертого поколения представляет собой моноблок (или интегральную схему компоновки). Очевидным преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в одном объеме и отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. Эта установка создавалась с учетом всех современных требований ядерной безопасности. В связи с тем, что затруднен доступ к оборудованию, размещенному в реакторе, подобная схема компоновки предполагает использование высоконадежного оборудования. В особую категорию атомных установок следует выделить атомные установки с жидкометаллическим теплоносителем (ЯЭУ ЖМТ). На первой из них К-27 произошла авария. Причиной ее было засорение технологических каналов продуктами окисления сплава, в результате чего произошел пережег активной зоны. Шесть кораблей этой серии «Альфа» (Проект No. 705, 705K (Лира)) эксплуатировались в течение 10 лет.

Главным достоинством ядерного реактора на промежуточных нейтронах с теплоносителем свинец-висмут является его динамичность. Основная силовая сеть создана на частоте 400 Гц, что позволило вдвое сократить вес и объем оборудования, но эксплуатация этого оборудования усложнилась. Освоение кораблей с ЯЭУ на ЖМТ было трудным. Существовала опасность затвердевания сплава, что привело бы к выводу из строя атомной установки. В Западной Лице, где базировались корабли класса «Альфа», был создан береговой комплекс, включающий котельную для подачи пара на корабли и поставленные к пирсам плавказарма и эсминец, которые давали пар от своих котлов. Однако, в связи с низкой надежностью берегового комплекса подводные лодки «грелись» от своего тепла, т.е. ЯР работали на минимально контролируемом уровне мощности. Это приводило к быстрому износу реакторов и необходимости постоянного присутствия экипажа на борту лодки. Сложность эксплуатации создавала еще и высокая автоматизация этих кораблей. Все отсеки (за исключением двух) были необитаемы. Операции по управлению системами и оборудованием выполнялись с пультов, размещенных в центральном посту. Из-за этих трудностей все АПЛ этого класса к концу 80-х г.г. были выведены из эксплуатации. Результаты расчетно-теоретического анализа схем конверсионных ГТУ, использующих газопаровые циклы Приведенные далее результаты расчетно-теоретического сравнительного анализа различных схем конверсионных ГТУ, использующих газопаровые циклы, получены с помощью разработанной в НТЦ ЭПУ ОИВТ РАН программы расчетов энергокомплексов с ГТУ.

безопасности являются проблемы надежности основного оборудования: активных зон, блоков очистки и расхолаживания. Проблемы с надежностью основного оборудования связаны с высокой цикличностью процессов, происходящих в атомной установке при ее эксплуатации.


На главную