Курс лекций «Глобальные эколого-экономические проблемы»

Физика
Элементы квантовой механики
Молекулярные спектры
Полупроводники
Ядерная физика конспект
Решение задач по ядерной физике
Физика атомного ядра и частиц
Примеры решения задач
Оптическая физика
Физика элементарных частиц
Законы радиоактивного распада
Задачи по теме Законы радиоактивного распада
Взаимодействие нейтронов с ядрами
Задачи на ядерные реакции
Деление и синтез ядер
Кинематика примеры задач
Электротехника
Общий курс
Теоретические основы электротехники
Расчет электрической цепи
Трехфазные цепи
Электрические машины и трансформаторы
Электрические двигатели и генераторы
Математика
Кратные интегралы
Векторный анализ
Аналитическая геометрия
Курс лекций математического анализа
ТФКП
Атомная энергетика
АЭС России
Развитие энергетики России
Курсовые по энергетике
Ядерные реакторы
РБМК
ВВЭР
Атомные реакторы на быстрых нейтронах
Физика ядерного реактора
Аварийные ситуации на АЭС
Повышение безопасности АЭС
Проблема снижения выбрасов АЭС
Системы контроля на атомной станции
Экологическая политика
Атомные батареи
Ядерные двигатели
Авария на ЧАЭС
Термоядерный синтез
Термоядерный реактор
Тепловая энергетика
Паровой котел
Тепловые станции
Системы теплоснабжения
Экологические проблемы в теплоэнергетике
Экологический аспект
Электрофильтры
Регенеративные методы
Математическое моделирование экологических систем
Ядерное оружие
Полигон Новая земля
История создания
Информатика
Архитектура ЭВМ
Операционная система
Вычислительные комплексы
Начертательная геометрия
Курс лекций
Практикум по решению задач
Геометрическое черчение
Инженерная графика
Каталог графических примеров

 

Экономические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между обществом и природой.

Экономические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между обществом и природой нужно рассматривать на протяжении всей истории человечества.

Определив в предыдущей главе стоящие перед человечеством проблемы, как эколого-экономические, необходимо более подробно рассмотреть экологическое развитие общества на протяжении достаточно длительного исторического периода.

Блоки фундаментальной современной экономики формировались в течение длительного периода времени – от античных времен до наших дней.

Первые представления об экономике даются в трудах мыслителей древности Платона, Аристотеля, Ксенофонта.

Ксенофонт, живший в 445-355 г.г. до н.э. составил руководство по управлению домашним хозяйством под названием “Экономике”, от греческих слов “хозяйство” и “закон”, что можно перевести как законы управления хозяйством. В этой работе дается определение экономики как науки при помощи которой можно обогащать свое хозяйство.

По мере развития общества, становления государственности экономика начинает определять правила ведения государственного хозяйства.

Впервые исследованиями в этом направлении начинает заниматься французский экономист Антуан Монкретьен (1575-1622), который издает работу под названием “Законы общественного хозяйства.”

Более интенсивно экономика как наука начинает развиваться в конце 16 – начале 17 веков, в это время формируется экономическое учение под названием меркантилизм от итальянского mercante – торговец (торговля). В период формирования буржуазных отношений в обществе на первом этапе рассматривались отношения в сфере обращения товаров и денег, сфера производства – не рассматривалась. Сущность этого учения состоит в том, что богатство накапливается в результате внешней торговли, а поэтому исследовать нужно только сферу обращения.

Позднее, когда пришло понимание первичности сферы производства, создания материальных ценностей и истинным богатством являются не деньги, а товары, начинает формироваться классическая экономическая школа. Самыми яркими представителями классической политической экономииявляются Адам Смит (1723 – 1790) и Давид Рикардо (1772 – 1823). Адам Смит в 1777 г. выпустил книгу “Исследование о природе и причине богатства народов в которой сформулировал основные идеи классической экономической теории:

Минимальное вмешательство государства в экономику и рыночное саморегулирование, на основе свободных цен, складывающееся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции. Дальнейшее развитие экономической науки шло сложными путями, одним из ее направлений являлся марксизм, возникший и сформировавшийся во 2й половине 19 века, другим Маржинализм (от французского слова marginal – предельный), который в 90 годы19 века был обогащен----------------------классической экономической теории и стал называться Неоклассическим направлением. Сторонники неоклассического подхода предметом своих исследований считали «чистую экономику» вне зависимости от общественной формы ее организации, а единичным объектом исследования поведение отдельного хозяйствующего субъекта максимализирующего свою прибыль и отдельного потребителя максимализирующего свою полезность от приобретения потребительских благ. Неоклассическая экономическая школа и в настоящее время доминирует в западной экономической школе, в то время как марксистская теория в Советском союзе лишилась развития превратилась в догму приведшую к глубокому кризису экономики. Во всех направлениях экономической теории формировавшихся и развивавшихся на протяжении длительного периода времени экономический рост определялся тремя факторами: трудом, капиталом и природными ресурсами. Природные ресурсы считались неограниченными, что и формировало техногенный тип экономического развития. Однако в 70 годах 20 века резко обострившаяся экологическая обстановка и осознанность дефицита природных ресурсов стали лимитировать экономическое развитие. Сложившийся тип экономического развития на глобальном уровне национальных экономик можно охарактеризовать как техногенный. Характерными чертами техногенного типа развития являются высокая природоемкость, истощительное использование невозобновимых природных ресурсов, гиперэксплуатация возобновимых природных ресурсов со скоростью превосходящей их воспроизводство, постоянно возрастающее воздействие на окружающую среду превышающее возможности ассимиляции. В настоящее время, когда общественные потребности становятся соизмеримыми с возможностями биосферы, а иногда и превосходят их. Традиционная экономическая отрасль знаний практически не охватывает в своих исследованиях отходы (различного агрегатного состояния), побочные воздействия любого материального производства и потери, поэтому возникает потребность перехода к другой модели экономического развития – устойчивому развитию.

На главную