Развитие энергетики России Тепловые станции Экологический аспект Электрофильтры Регенеративные методы Математическое моделирование экологических систем Аварийные ситуации на АЭС

Введение в экологию энергетики

Во многих случаях, повышение эффективности вложения материально-технических ресурсов в улучшение экологической обстановки на региональном уровне может быть достигнуто не за счет мер по ужесточению ограничений радиационного воздействия, а на иных направлениях (ограничения влияния вредных химических веществ, улучшения общей санитарно-эпидемиологической ситуации, повышения уровня медицинского обслуживания, выполнения специальных социальных программ для отдельных категорий населения и др.). Методологическая база решения таких или аналогичных задач – системный анализ с использованием методов анализа и оценки риска.

Рис. 7. Риски здоровью населения, проживающего в районах расположения
атомной и угольной ЭС в Свердловской области

Реактор с водой под давлением (PWR) - наиболее распространенный тип энергетического реактора в мире.

открытость и доступность экологической информации;

В настоящее время Минатом России по вопросам экологии открыт и прозрачен как никогда ранее. Действует специальный раздел на Веб-сайте министерства, на сайте Ситуационного Кризисного Центра Минатома России имеется несколько разделов относящихся к вопросам экологической безопасности (рис. 8).

Рис. 8.Интернет-информация об экологии атомной отрасли

 Вопросы экологической безопасности отрасли отражены на сайтах практически всех предприятий отрасли, ДБЭЧС и концерна «Росэнергоатом», а также на Веб-сайтах научных организаций различных ведомств, естественно с учетом профиля этих организаций Минатом России, ЦНИИатоминформ, Информатом, другие предприятия отрасли и организации иных ведомств и регулярно, и специально издают тематические сборники, посвященные вопросам экологии атомной отрасли. Информация по вопросам и проблемам экологической безопасности обширна и общедоступна. В тоже время следует иметь ввиду, что не всегда широкой общественности может быть представлена затребованная ей информация, т.к. зачастую, наряду с вопросами по экологической направленности запрашивается информация, составляющая государственную тайну. К сожалению, ряд общественных организаций не может или не хочет понять этой очевидной дилеммы, огульно обвиняя Минатом в умышленном сокрытии и утаивании нужной им информации. 

эффективная информационная работа организаций, предприятий, специалистов и руководителей Минатома России с общественностью;

Отметим, что наряду с вышесказанным, в 2003 году принято решение о создании «Общественного экологического научного совета при Министре РФ по атомной энергии», в который должны войти как ведущие специалисты в области экологической безопасности Минатома и других ведомств, так и представители общественных «зеленых» организаций и движений.

интеграция отрасли с международными и государственными системами и институтами обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и устойчивого развития; взаимодействие и сотрудничество с общественными экологическими организациями и движениями.

Стратегические направления реализации экологической политики:

практическая реализация мероприятий по обеспечению и повышению экологической безопасности действующих и выводимых из эксплуатации объектов на предприятиях Минатома России;

решение проблем долгосрочного обеспечения безопасности при обращении с РАО и ОЯТ;

совершенствование системы отраслевого управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью:

совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды с учетом специфики задач, возложенных на Минатом России;

повышение уровня экологического образования работников отрасли и населения;

развитие современных методов и средств комплексного анализа, прогнозирования и управления экологической безопасностью и ядерно-радиационными рисками;

совершенствование экологического мониторинга, информационно аналитических систем управления и контроля безопасности;

обеспечение необходимого уровня готовности сил и средств для предотвращения и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций;

развитие системы экономического управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью;

внедрение и разработка новых технологий использования атомной энергии, обеспечивающих эффективное решение вопросов устойчивого развития, охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе новых реакторных технологий и топливных циклов;

совершенствование средств защиты и снижение уровней профессиональной вредности для персонала;

снижение уровня негативного воздействия предприятий отрасли на население и окружающую среду на основе комплексного анализа техногенных рисков;

совершенствование системы отбора, подготовки, аттестации и допуска персонала к проведению работ на экологически опасных объектах, повышение культуры безопасности персонала;

сохранение и развитие системы медико-санитарного обеспечения в отрасли;

развитие международного сотрудничества в области экологической безопасности, охраны окружающей среды и устойчивого развития;

совершенствование взаимодействия с общественностью.


На главную