Развитие энергетики России Тепловые станции Экологический аспект Электрофильтры Регенеративные методы Математическое моделирование экологических систем Аварийные ситуации на АЭС

Введение в экологию энергетики

Естественно, что достижение высоких показателей безопасности не означает свертывания работ в области безопасности. Актуальной проблемой в современных условиях является поддержание достигнутого уровня безопасности и повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на обеспечение безопасности.

2. В отрасли далеко не исчерпан резерв повышения уровня безопасности – в первую очередь за счет модернизации производственных мощностей и внедрения прогрессивных технологий.

3. Наибольшую и реальную экологическую опасность представляет не эксплуатация современных потенциально ядерно- и радиационно-опасных объектов, производств и технологий, а экологические проблемы связанные с предыдущей деятельностью Минсредмаша СССР в период гонки вооружений и начальный период освоения атомной энергии. Минатом России, который является во многом продолжателем дел и традиций Министерства среднего машиностроения СССР, не отказывается от решения этих проблем, ясно осознавая их масштаб и общегосударственную значимость.

4. В отрасли накоплен и имеется потенциал (кадровый, научно-технический, производственных мощностей) позволяющий решать практически любые имеющиеся экологические проблемы – необходима воля, желание, творческий подход со стороны работников всех уровней, а в ряде случаев - государственная поддержка и заинтересованность.

Реальным воплощением сказанного и иллюстрацией реализации подходов зафиксированных в «Основах экологической политики Минатома России» является пример подхода к решению актуальных экологических проблем ФГУП «ПО «Маяк» (рис.15). Энергетический баланс для реактора PWR в аварийных ситуациях. В типичном реакторе с водой под давлением, вырабатывающем около 1100 МВт электроэнергии, тепловыделение продуктов распада непосредственно после остановки составит примерно 200 МВт. Это сравнительно небольшая величина по сравнению с 3400 МВт тепловой энергии, выделяющимися в реакторе до его остановки

Рис. 15. Текущие проблемы промышленных водоемов ПО «Маяк»

Ускоренные темпы разработки не имеющего аналогов уникального технологического оборудования, строительство и ввод в эксплуатацию новых производств, отсутствие научных знаний и технологического опыта породили серьезные проблемы в области экологии окружающей среды, здоровья персонала и населения в регионе размещения этого предприятия. Экологические проблемы, вопросы обеспечения охраны труда персонала и здоровья населения в тот период не являлись приоритетными в стратегии обеспечения национальной безопасности, отодвигаясь на второй план по сравнению с задачами достижения военного паритета в области ядерных вооружений. Во многом (если не полностью) указанные факторы, а также недостаточный уровень знания проблем, явились основными причинами радиационных аварий и инцидентов, которые сформировали сложную радиационную обстановку в районе дислокации ПО «Маяк».

По мнению Н.С. Работнова, авторитетного ученого и ответственного работника Минатома России «…по современным меркам первые годы работы Сороковки были непрерывной радиационной аварией.» [3].

Вопросы обеспечения экологической безопасности этого предприятия неоднократно рассматривались на самых высоких уровнях органов государственного управления, вплоть до Президента России В.В. Путина. В целях поэтапного решения экологических проблем ПО «Маяк», межведомственной рабочей группой, образованной в соответствии с распоряжением Министра Румянцева А.Ю., в состав которой вошли представители Минатома, Минздрава, Минприроды России, Госатомнадзора, Российской Академии наук, разработан «Комплексный план по обеспечению решения экологических проблем, связанных с текущей и прошлой деятельностью ФГУП «ПО «Маяк» [4].

«Комплексный план» (КП) включает систему приоритетных организационно-технических мероприятий, последовательная реализация которых обеспечит выполнение обязательств Минатома России, зафиксированных в совместном Решении Минатома России, Госатомнадзора России, МПР России, Минздрава России от 10.01.2003 г.

При разработке КП учтены:

имеющиеся технические и технологические решения по обращению с различными категориями РАО;

требования по улучшению экологической обстановки в районе ФГУП «ПО «Маяк»;

ограниченность финансовых ресурсов, предусмотренных федеральными и отраслевыми программами;

научно обоснованные и признанные мировым сообществом принципы обеспечения радиационной безопасности, в том числе и принцип оптимизации ALARA (учет экономических и социальных факторов) применительно к конкретной ситуации в регионе ФГУП «ПО «Маяк».

Комплексным планом предусматривается выполнение организационно-технических мероприятий на период до 2025 года по следующим направлениям:

совершенствование и модернизация технологий обращения с радиоактивными отходами (рис.16) с целью поэтапного сокращения и полного прекращения сбросов жидких отходов в промышленные водоемы;

Рис. 16. Перспективное обращение с ТРО

модернизация технологий обращения с ОЯТ на перерабатывающем комплексе РТ-1 завода 235, включая сокращение объемов образующихся РАО и создание новых установок по иммобилизации отходов;

обеспечение безопасной эксплуатации, вывод из эксплуатации и ликвидация водоемов-накопителей ЖРО (оз. Карачай, Старое болото); стабилизация уровня водоемов Теченского каскада;

реабилитационные мероприятия на промплощадке предприятия, обеспечение безопасности могильников, снижение объемов нетехнологических стоков;

решение комплекса научно-технических задач, обеспечивающих выполнение мероприятий комплексного плана и разработка нормативно-правовой базы обеспечения экологической безопасности деятельности ФГУП «ПО «Маяк», включая вопросы статуса промышленных водоемов.

Отметим, что КП не предусматривает решение экологических проблем ПО «Маяк» до уровня «зеленой лужайки», т.к. это не является экономически и экологически оправданным. КП предусматривает системное рассмотрение решения вопросов повышения уровня экологической безопасности и производственного развития предприятия. КП предполагает дальнейшее использование ряда промышленных водоемов ПО «Маяк» для удовлетворения нужд предприятия и обеспечение безопасной эксплуатации Теченского каскада водоемов в соответствии с требованиями обеспечения безопасности для населения региона (рис.17).

Рис. 17. Перспективное использование промышленных водоемов ПО «Маяк»

Общий объем финансирования работ по Комплексному плану оценивается в 9796,09 млн руб., в том числе на период 2003–2010 гг.— 8472,29 млн руб.

На 2003 и 2004 гг. определены приоритетные первоочередные работы с объемом финансирования 158,8 и 480,3 млн руб., соответственно и начато выполнение запланированных мероприятий.

Вообще говоря, по крупному, масштабными проблемами в области экологической безопасности отрасли являются:

поддержание достигнутого уровня экологической безопасности и планомерное его повышение на основе внедрения результатов научно-технических достижений в этой области;

обращение с радиоактивными отходами (РАО) и ОЯТ - в первую очередь решение накопленных радиоэкологических проблем, вследствие предыдущей деятельности в период гонки вооружений;

исключение тяжелых аварий с радиологическими последствиями для населения, в том числе в условиях обострения угроз техногенного и природного характера, усиления террористических проявлений.

На решение этих проблем ориентированы приоритетные направления обеспечения и повышения уровня экологической безопасности отрасли, охраны природы и рационального природопользования, отраженные в «Основах экологической политики Минатома России», включающие мероприятия в области обращения с РАО и ОЯТ, по совершенствованию обращения с ядерными и радиоактивными материалами, по разработке природоохранных мероприятий (включая работы по реабилитации загрязненных территорий), по разработке и внедрению экологически безопасных технологий (отметим здесь работы по снижению теплового загрязнения водоемов-охладителей АЭС и утилизации сбросного тепла), по совершенствованию системы управления экологической безопасностью и природоохранной деятельностью в отрасли, по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации кадров, международного сотрудничества, работы с общественностью, а также работы по развитию и углублению научного обеспечения всех этих мероприятий.

И еще об одном аспекте экологической безопасности, важность и актуальность которого находится под пристальным вниманием руководства государства, министерства и предприятий отрасли – о радиационном терроризме. Усиление террористических угроз ставит новые и сложные задачи в области обеспечении защищенности объектов отрасли. Действующая система обеспечения безопасности предприятий отрасли, в том числе, в первую очередь, система физической защиты объектов министерства и отраслевая система реагирования на ЧС, отвечает требованиям нормативно-правовых документов в этой области. И хотя реальных угроз совершения актов ядерного и радиологического терроризма на предприятиях и объектах отрасли не было, Минатомом России ведется плановая работа по их совершенствованию, учитывающая возрастание угроз радиационного терроризма.


На главную